Совет

Консультативный совет "Образование 
как механизм формирования духовно-
нравственной культуры общества" при

Департаменте образования города Москвы

назад


Отчет о работе Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования Москвы за 2001-2002 гг.

 

Сегодня всем понятно, что в современном образовании не должно сохраняться воспроизводство религиозного невежества, незнания духовных корней родной культуры, включая вопросы православного вероучения и мирочувствования. Духовно-нравственное образование как формирование целостной личности и этической культуры общества необходимо учащимся всех возрастов и учебных заведений. Оно тесно связано с национально-религиозным содержанием. Государственная система образования должна стать открытой для религиозной культуры. О необходимости знаний о религиозном культурном наследии как неотъемлемой части любой национальной культуры говорится в рекомендации Министерства образования: «Ныне перед нами стоит задача не просто передачи современной культуры, которая, в своей существенной части, маргинальна, а восстановления культурной преемственности всей многовековой истории нашей страны. Восстанавливая духовную и культурную преемственность отечественного образования, мы можем получить новые средства для активизации воспитательных возможностей школы, государственной системы образования в целом» (Письмо Министерства образования России №344/30-16 от 04. 05. 2001).

Совет «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» начал свою работу в сентябре 2001 г. Было разработано Положение о Совете, его составе и регламенте работы.

Очень важно, что Совет не замкнулся на себе самом. С самого начала своей работы, в соответствии с принятой за основу Концепцией деятельности общественного Консультативного совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества», Совет ориентировался на то, чтобы занять достойное место в образовательном пространстве. Совет поставил себе цель завоевать себе авторитет большим профессионализмом, активной позицией и деятельной, эффективной работой, направленной на оказание конструктивной помощи в упорядочении и научном обеспечении формирования духовно-нравственной культуры общества.

И следует признать, что этой цели Совет добился. Научные материалы Совета сегодня известны не только в Москве, но и в ряде регионов России. Более того, ряд материалов Совета уже известен за пределами России. В частности, к информационно-аналитическому материалу «Опасное партнерство» от апреля 2002 г. был проявлен очень большой интерес в Министерстве образования и Министерстве внутренних дел Франции.

Совет был изначально замыслен как, прежде всего, научно-практическое объединение при Московском комитете образования. Для этого в состав Совета вошли известные ученые, специализирующиеся в разных сферах научного знания, но при этом, касающиеся того или иного аспекта образования. Совет взял на себя рассмотрение и исследование сложнейших научных вопросов

Так, на заседании 4 января 2002 г. выбли рассмотрены сразу две больших научных проблемы. Была поставлена и обсуждлена проблема размывания и профанации исторических знаний и подмены исторической науки лженаучными мировоззренческими теориями Фоменко и пр., их влиянии на образование (выст. - Роговой Павел Николаевич, директор издательства «Паломник», Воробьев Владимир Вячеславович, методист научно-методического центра Центрального окружного управления). Была обсуждена проблема объективного и многоподходного отражения происхождения мира и человека в учебных курсах. На заседании были представлены подготовленные членами Совета аннотированный каталог изданий по данной теме, дидактические материалы и урочные разработки, плакат, проект передвижной экспозиции. На заседании 4 января 2002 г. была осуществлена, по сути, постановка указанных научных и образовательных проблем, которые в дальнейшей работе Совета неоднократно были затронуты вновь. Работа по указанным научным направлениям продолжается Советом и по сей день.

С момента своего создания Совет сразу же активно включился в работу государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций и учреждений, стал с ними сотрудничать. Члены Совета приняли активное участие в работе:

Круглого стола для директоров школ с этнокультурным компонентом «Этноконфессиональное содержание образования и духовно-нравственное воспитание», состоявшегося 16 октября 2001 г.;

выездном заседании Подкомиссии по вопросам православного образования Общественно-политического экспертного Совета при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе 2-4 ноября 2001 года в г.Смоленске;

научно-практической конференции ИМЛИ РАН «Филология и школа: русский язык, русская классика и современное образование» 5-6 ноября 2001 г.;

Втором Российском  конгрессе «Мир семьи» 16-17 ноября 2001 г.;

конференции Московского комитета образования «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности» в декабре 2001 г.;

Рождественских Образовательных чтениях 2002 г.;

конференции Московского комитета образования «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности» 23-24 апреля 2002 г.;

ученической научно-практической конференции Северного и Центрального учебных округов г.Москвы «Духовность и экология» 4 апреля 2002 г.;

Днях славянской письменности и культуры в мае 2002 г.;

Педагогических чтениях 18 мая 2002 года, посвященных столетию со дня кончины великого русского педагога Сергея Александровича Рачинского.

Причем участие Совета в конференциях и круглых столах было деятельным и продолжающимся. Так, после участия Совета в Круглом столе для директоров образовательных учреждений с этнокультурным (национальным) компонентом образования, специалистов окружных управлений и методических центров «Этноконфессиональное содержание образования и духовно-нравственное воспитание в школах с этнокультурным (национальным) компонентом образования», по решению Совета в округа и школы Москвы были официально направлены от лица Московского комитета образования анкеты, распространявшиеся на Круглом столе, для получения более полной картины состояния этнокультурного образования в Москве.

После каждой образовательной конференции, в которой принимал участие Совет или его члены, на засадениях Совета отдельным вопросом подробно обсуждались итоги конференции, анализировалась ее значимость. Так, на заседании Совета 8 февраля 2002 г. был обсужден значительный вклад ежегодной научно-практической конференции Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН «Филология и школа» в обновление филологического образования на основе православной культуры.

Проводилась большая работа по популяризации педагогических конференций. Так, на заседании 7 декабря 2001 г. был отдельно и подробно рассмотрен вопрос о значении Международных Рождественских чтений для московской государственной системы образования. На заседании 8 мая 2002 г. Совет рассмотрел важность Дней славянской письменности и культуры как социокультурного фактора образования и элемент православной культуры.

На заседании Совета 2 ноября 2001 г. было принято решение разработать и реализовать систему ежемесячных практических научно-методических конференций, причем на базе разных окружных управлений образования г.Москвы и по конкретным тематическим и проблемным блокам. Такая система конференций, являющаяся по сути своего рода системой повышения квалификации работников образования по направлениям духовно-нравственного образования и воспитания, может быть вписана в систему семинаров для работников учреждений с этнокультурным компонентом образования. Работа над созданием такого проекта продолжается.

Во время заседания Совета 8 мая 2002 г. была организована и проведена выставка фоторабот мастерской теории и практики прикладной и художественной фотографии Государственной академии славянской культуры и школы с этнокультурным русским компонентом образования №1316 «Немеркнущий свет».

Важным видится и работа Совета со специализированными периодическими изданиями по проблематике духовно-нравственного воспитания в системе образования. Так, на заседаниях Совета были обсуждены журнал «Духовно-нравственное воспитание» и информационный благотворительный интернет-сайт «Помочь».

На Совете неоднократно обсуждалась проблема мировоззренческого и нравственного содержания учебников. В частности, были обсуждены учебники Я.В.Соколова по граждановедению, был поднят вопрос о недопустимости использования этих учебников в московских школах. Члены Совета – доктор филосогических наук, профессор А.А.Волков и кандидат юридических наук И.В.Понкин – подготовили экспертные заключения по содержанию учебников Я.В.Соколова. Заместитель председателя Совета А.Ю.Соловьев на заседании 7 декабря 2001 г. представил подготовленный им Сборник экспертиз на учебники Я.В.Соколова.

В процессе своей работы Совет начал формирование банка данных по проблемам духовно-нравственного воспитания и методического сопровождения религиоведческих учебных курсов. Состояние указанного банка данных было предметом обсуждения на одном из заседаний Совета.

Одним из наиболее важных результатов работы Совета явился подготовленный заместителем председателя Совета А.Ю.Соловьевым и обсужденный на 2 заседаниях Совета (5 апреля и 8 мая 2002 г.) информационно-аналитический материал «Опасное партнерство»: информация об организациях и группах, пропагандирующих нетрадиционные религиозные движения и культы, оккультизм, сатанизм, магию, а также информация о пресечении деятельности активистов религиозных групп (сект) и пропагандистов оккультизма в образовательных учреждениях.

Главным итогом работы Совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» в 2001-2002 гг. явился тот факт, что Совет своей деятельностью доказал возможность эффективного взаимополезного сотрудничества научной общественности и государственных органов управления образованием. В работе Совета был конструктивно и во всей полноте реализован принцип государственно-общественного характера управления образованием. Совет своей работой доказал, что совмещение духовного опыта с научным знанием, действительно, может стать важнейшим средством повышения качества образования и воспитания новых поколений.

И здесь следует отметить огромную помощь, оказанную работе Совета Григоричевым Н.М. и Ершовой Н.Ф.

 

А.Ю.Соловьев

Hosted by uCoz