Совет

Консультативный совет "Образование 
как механизм формирования духовно-
нравственной культуры общества" при

Департаменте образования города Москвы

назад


Концепция работы Консультативного Совета «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества»

 

Важнейшая цель образовательного процесса создание как минимум базы для формирования мировоззрения учащихся; в противном случае все образование может оказаться бесплодным и принесет лишь вред: отсутствие мировоззрения создает духовный вакуум, который будет заполняться как стихийно, так и целенаправленно, и в основном – не в интересах российского общества

Признание необходимости преодоления разобщенности гуманитарной и естественнонаучной областей знания с целью формирования у учащихся целостной картины мира; жесткое разграничение с одной стороны – гуманитарных, с другой – естественных и технических дисциплин уже давно привело к фрагментарности видения реальности, к искаженному во­сприятию мира и, в результате, к возникновению двух отчужденных друг от друга культур – гуманитарной и естественнонаучной

Формирование целостной картины мира невозможно без теснейшей связи с идеологическим аспектом, поскольку в отсутствие идеологии существует лишь определенный набор научных фактов и законов природы, не образующих системы

Представление в учебном процессе атеистической и теистической (религиозной) мировоззренческих систем с беспристрастным изложением всех «за» и «против»; только такой подход может создать условия для свободного формирования мировоззрения учащихся; в естественнонаучном плане названные мировоззренческие системы классифицируются соответственно как эволюционизм и креационизм (хотя такое деление в достаточной степени условно); научные факты, которыми оперируют ученые, придерживающие­ся той или иной мировоззренческой системы, практи­чески одинаковы, различна логика связывания этих фактов в единое целое, в единую систему; любая крупная научная теория, любая мировоззренческая система таким образом становится идеологией

Практическая реализация данного подхода к образовательному процессу – его гуманитаризация и экологизация; современная экология является мировоззренческой и методологической основой знания и образования; экология надпроблемна, недопустим «сброс» в нее проблем других областей знания и, в то же время, любая область должна рассматриваться с точки зрения взаимоотношений социума и техносферы с одной стороны и биосферы – с другой

Вся учебная деятельность должна быть ориентирована на интегрирование предметов естественного и гуманитарного циклов. Основная цель здесь – преодолеть последствия тоталитарного «научного» атеизма, создавшего благоприятную почву для проникновения в российское общество деструктивных псевдорелигиозных течений, научить детей отличать истину ото лжи

Такая постановка вопроса предопределяет целесообразность создания комплексной образовательной системы, включающей в себя предметно-экологическое образование и духовно-нравственное воспитание с учетом национальных традиций и особенностей, что в конечном счете способствует гуманитаризации образовательного процесса; любой из перечисленных элементов системы можно рассматривать и как самостоятельный, но только в системе – целеустремленной  совокупности взаимосвязанных элементов, возможна реализация поставленной цели – формирования у учащихся мировоззрения, противоположного доминирующему в настоящее время бездуховному потребительскому

При реализации изложенного подхода к образовательному про­цессу раскрывается еще один важный аспект – этнокультурный, поскольку образование просто немыслимо без учета национального ме­нталитета, традиций и особенностей; этнокультурное (национальное) образование предполагает ознакомление учащихся с мировоззрением своего народа, его нравственными критериями, основами и историей исповедуемой религии, обычаями и традициями; одновременно должны решаться вопросы взаимосвязи, взаимодействия и взаимоуважения различных культур

При таком построении образовательного процесса атеистическая и религиозная мировоззренческие системы будут указывать различные пути выхода из духовного и экологического кризиса современности; в первом случае речь идет о «выживании» человечества в материальном плане, во втором – о «спасении» в духовном плане; пути «выживания» в основном утопичны, но среди них в тоже время имеется много направлений, представляющих практическую ценность; путь «спасения», признавая примат духовного начала, не исключает практических мер в материальной сфере; на основе преподаваемого материала у учащегося (да и у учителя) будет реальная возможность  выбора, отсутствую­щая в настоящее время.

 

Hosted by uCoz